Люди всякие нужны, люди всякие важны: дефицит специальностей
| 08.08.2011 19:42

Потребность в квалифицированных кадрах меняется каждый год – какие-то специальности становятся ненужными, на какие-то спрос возрастает. В любом случае, предприятия имеют возможность заказать обучение необходимых им специалистов.
Как выяснилось на выездном «круглом столе» в Набережных Челнах, наибольшая заявка по подготовке кадров поступила в Минтруд РТ от предприятий машиностроения – им потребовалось почти 3 тысячи специалистов. Следом идут сферы транспорта и обслуживания. А по сравнению с прошлым годом острее стал чувствоваться кадровый голод в строительстве.
В целом же потребность в трудовых ресурсах нашей республики практически равна числу учащихся профессиональных лицеев и колледжей. Так, если государству требуется 18,7 тысяч человек в более чем 150 различных отраслях, то в 2010 году в ссузы поступило 19,3 тысяч абитуриентов. В то же время в министерстве уверяют, что большинство учебных заведений задействованы в среднем на 90 процентов.
Среди татарстанских ссузов, как выяснилось, самыми популярными были Торгово-экономический техникум (3,4 человека на место в 2010 году), Набережночелнинский торгово-технологический институт (3 человека на место) и Колледж малого бизнеса и предпринимательства (1,2 человека на место). Чуть-чуть недотянули до плана приема в Международном колледже сервиса, Лениногорском, Елабуж-ском, Набережночелнинском и Камском политехнических колледжах.
Перспективы
Одно из перспективных направлений – создание структуры непрерывного образования. Суть ее в том, чтобы получать конкретную квалификацию в очень сжатые сроки. Возможно, предприятия сами будут реализовать эту программу либо в ближайшем будущем сроки получения среднего профессионального образования значительно сократятся. Сейчас вузы и ссузы Татарстана объединены в группы – кластеры.
– В рамках кластера под руководством вуза разрабатываются сквозные образовательные программы и реализуются все уровни профессионального образования, – пояснила замминистра труда, занятости и социальной защиты РТ Клара ТАЗЕТДИНОВА. – В 8 кластеров вошли 48 учреждений начального и среднего профессионального образования, подведомственные министерству.
У подобной политики объединения вузов и ссузов в единую сеть есть два пути. Первый – создание общей стратегии развития, использование ресурсов друг друга, объединение для решения общих проблем. При этом учебные заведения остаются автономными.
Вторая форма подразумевает, что ссузы будут входить в состав высших учебных заведений в качестве филиалов или отдельных факультетов. В данном случае лицей или колледж теряет юридическую самостоятельность, заказ на подготовку кадров передается вузу.
Клара Тазетдинова считает, что второй механизм окажется очень сложным ввиду бумажной волокиты – потребуется слишком много согласований на федеральном уровне, в чьем ведении находится большинство вузов.
Результаты обсуждений данного «круглого стола» будут вынесены на пленарную часть республиканской августовской конференции педагогических работников.
Елена ЯКОВЛЕВА